Подшипники на Нансена
подшипники и стопорные кольца
Ростов-на-Дону, ул. Нансена, 345
т/ф: (863) 293-09-84, 293-93-47

О подшипниках

Подшипник — это наиважнейший элемент в машино- и электроприборостроении, применяемый во всех механизмах и устройствах, в которых предполагается движение конструктивных элементов относительно друг друга, и основной функцией которых является уменьшение трения и, следовательно, износа. Это устройство, которое является частью опоры, фиксирует положение в пространстве, воспринимает и передаёт нагрузку на другие части конструкции, поддерживает вал, ось или иную конструкцию, обеспечивает вращение или линейное перемещение (для линейных подшипников) с наименьшим сопротивлением. Самые простые подшипники состоят из трех основных частей; наружное и внутреннее кольца, сепаратор и тела качения. Их гладкая поверхность снижает трение при радиальной и осевой нагрузках на конструктивные элементы механизма.

Происхождением и названием подшипники обязаны "вращающимся телам" - деревянным круглякам, которые египтяне применяли еще во времена существования фараонов для перемещения тяжелых и крупногабаритных объектов. А найденные в глубине залива Неми в 1930г. сохранившиеся остатки вращающейся платформы от корабля императора Калигулы, доказывают, что рудименты подшипников использовались еще в античные времена. Эта платформа рассматривается как один из первых примеров упорного подшипника - подшипника, вращающегося вокруг своей оси и предназначенного выдерживать прямые нагрузи.

Условное обозначение подшипника наносят на торцы колец травлением, клеймением или электроискровым способом. На наружной поверхности наружного кольца наносят электрохимическим травлением. Условное обозначение не наносят на кольца в ряде случаев для подшипников очень малых размеров. Их наносят на упаковку и записывают в сопроводительной документации. Условное обозначение подшипников качения состоит из основного условного обозначения и дополнительных знаков.

Виды подшипников

Виды подшипников

Основные типы подшипников:

  • газодинамические подшипники
  • магнитные подшипники
  • подшипники качения
  • подшипники скольжения

Наиболее распространенные типы подшипников: подшипники скольжения и подшипники качения. Подшипники разделяют по таким классам: сферические, шариковые, игольчатые, цилиндрические и конические роликовые.

Сферические подшипники выдерживают экстремальные условия эксплуатации. Часто применяются в промышленном оборудовании. Например: дробильное оборудование, насосы и прочее. Цилиндрические подшипники способны выдерживать больше нагрузки, чем шарикоподшипники, и применяются в металлургии, автомобилестроении, тяжелом машиностроении, авиации, на железнодорожном транспорте и т.д.

Шариковые подшипники применяют при небольших нагрузках и малых диаметрах валов, а при больших нагрузках и больших диаметрах валов — роликоподшипники. Шариковые подшипники справляются с постоянными средними (но не шоковыми) осевыми и радиальными нагрузками. Роликоподшипники способны воспринимать большую нагрузку при равных габаритах с шариковыми подшипниками и обладают большей жесткостью. Подшипники шариковые упорные одинарные выдерживают осевую нагрузку одностороннего направления, а двойные — осевую нагрузку, действующую в обоих направлениях.

Игольчатые роликоподшипники

Игольчатые роликоподшипники

Игольчатые роликоподшипники — это подшипники с цилиндрическими роликами малого диаметра, что позволяет их применять в текстильном оборудовании, в небольших механизмах (например, гибкие соединения), бытовой техники и станках, которые при этом имеют значительного размера длину по отношению к их диаметру. Несмотря на малое поперечное сечение, эти подшипники имеют высокий коэфициент грузоподъемности и за счет этого очень подходят для систем подшипников, имеющих ограниченное место в радиальном направлении. Игольчатые ролики имеют на концах скругленный профиль. Возникающий в результате этого модифицированный линейный контакт между игольчатыми роликами и дорожками уменьшает кромочные напряжения, являющиеся причиной повреждения подшипников. Помимо этого воспринимаются очень малые перекосы вала относительно корпуса. Производятся различные виды игольчатых роликоподшипников, например:

  • со штампованным наружным кольцом
  • со штампованным наружным кольцом и уплотнением
  • с внутренним кольцом
  • без внутреннего кольца
  • с внутренним кольцом, с уплотнением
  • без внутреннего кольца, с уплотнением
  • со штампованным наружным кольцом и закрытыми торцами
  • со штампованным наружным кольцом и открытыми торцами и т.д.

Когда два игольчатых роликоподшипника со штампованными наружными кольцами должны быть смонтированы рядом и должно быть достигнуто равномерное распределение нагрузки между ними, то отклонение от действительного диаметра окружности, огибающей игольчатые ролики, должно быть у них равным. Данные подшипники, как правило, поставляются с сепаратором из стали или из полиамида армированного стекловолокном. Подшипники с цилиндрическими роликами без бортов на любом кольце и игольчатые роликоподшипники воспринимают только радиальную нагрузку. Остальные радиальные подшипники в той или иной степени могут воспринимать осевую нагрузку.

Конические подшипники

Около 40% производства всех роликовых подшипников приходится на конические подшипники. Они используются, в основном, в автомобилестроении (шасси, трансмиссия, рулевое управление и двигатель), в железнодорожной отрасли, в сельскохозяйственном машиностроении и прочее.

Подшипники скольжения

Подшипники скольжения

Подшипник скольжения — это представляющий собой корпус с цилиндрическим отверстием, в которое вставляется вкладыш, или втулка из антифрикционного материала и смазывающее устройство. Между отверстием втулки подшипника и валом имеется зазор, который позволяет свободно вращаться валу. В зависимости от окружной скорости цапфы, конструкции и условий эксплуатации трение скольжения бывает граничным, сухим, жидкостным и газодинамическим.

Это разновидность подшипников, в котором трение происходит при скольжении сопряжённых поверхностей. В зависимости от смазки подшипники скольжения бывают гидродинамические, газодинамические и т.д. Применяются подшипники скольжения в двигателях внутреннего сгорания, генераторах. Подшипники скольжения обладают высокой антизадирной стойкостью, обеспечивают надежность в эксплуатации и снижают потери на трение. Замечательные характеристики подшипников скольжения увеличивают ресурс двигателя и позволяют сократить частоту ремонтов. Смазка является одним из основных условий надёжной работы подшипника и обеспечивает: низкое трение, отвод тепла, защиту от вредного воздействия окружающей среды, разделение подвижных частей.

Подшипники качения

Подшипники качения

Подшипники качения относятся к одним из важнейших элементов оборудования. Движения и передача нагрузки происходит через элементы качения расположенные между вращающимися кольцами или дисками. При таком расположении потери на трение очень небольшие. Подшипники качения, как и подшипники скольжения, в определенных условиях могут в различной степени удовлетворять требованиям, связанным с условиями его монтажа и эксплуатации, назначением механизма. Подшипники качения при одинаковой грузоподъемности, по сравнению с подшипниками скольжения, имеют преимущество вследствие меньшего трения в момент пуска и при умеренных частотах вращения, меньших осевых габаритов (примерно в 2—3 раза), относительной простоты обслуживания и подачи смазки, низкой стоимости, малые амплитуды колебания сопротивления вращению в процессе работы механизма.